ЗАКАЗАТЬ ХРИСТИАНСКИЕ ФУТБОЛКИ

14:23
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ БИБЛЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Введение

 

Сам термин «Антропология» как наука о человеке известен уже давно, ещё с античных времен, когда зарождались многие прикладные науки. По мере развития, большинство из них, так или иначе, касались изучения человека. Уже тогда пытливые умы человечества понимали, что в каждом из нас есть как духовная, так и телесная составляющая.  В современной научной среде  даже сложилась определенная  классификация в подходах к изучению человека с социальной или биологической точки зрения. Но все эти методы имеют, как правило, одну схожую основу: рассматривать человека просто как некое, пусть и совершенно уникальное, явление вне его связи с Богом, то есть с атеистической точки зрения.

Данное  же исследование имеет цель рассмотреть человека именно как сотворенного по образу и подобию Божьему, в свете наших отношений с Творцом. Как и многие отцы Церкви и богословы, проводившие подобные исследования до нас, именно такую точку зрения на человека мы принимаем под термином «Библейская антропология».  

Рассматривая человека не как продукт случайного отбора или объект слепого случая, мы уделяем пристальное внимание нашей духовной составляющей, основам морали и нравственности именно  в свете высших  Божьих стандартов, изложенных в Его Слове – Библии. Поскольку Бог смотрит не как человек, а в самое наше сердце, то и истинная нравственность есть внутреннее послушание и принятие Слова Его, выражающееся в стремлении исполнять заповеди по любви к Нему. Внешнее же смирение и набожность напоказ по сути и есть то самое фарисейство, которое так гневно обличал Иисус Христос. Он предупреждает нас, что поступающие так Царствия Божьего не наследуют.

 Отношения – это всегда двусторонний процесс и наше исследование аспектов библейской антропологии направлено и на то, чтобы как можно полнее понять  взгляд Самого Творца на нас, как на любимое творение. Но в то же время невозможно и обойти проблему грехопадения человека, когда он  предстает «в двух различных состояниях: в своем первозданном виде, таким, каким сотворил его Бог, а также в греховном состоянии»[1]

Осознать, что  принятие и познание  Христа и есть тот единственный путь, который ведет нас ко спасению и позволяет   во всей полноте раскрыть все те прекрасные черты души, которые в нас заложил Господь. Среди них  прежде всего -  способность верить, любить, сострадать, и это одинаково важно как для каждого индивидуально, так и для всего человечества в целом.

Глава 1. Определение и виды антропологии

 

            АНТРОПОЛО́ГИЯ  (от греческих слов ánthropos – человек, корень «антропо»  и logia- наука, корень «логия») - совокупность дисциплин, изучающих человека, его физическую и психическую организацию, социальную деятельность и культуру.[2]

            Как мы можем увидеть из самого определения термина «антропология», существует тенденция раздельного изучения каждой сферы деятельности человека. В настоящее время существует более двадцати направлений изучения  деятельности человека, но в современной науке принято выделять три основные дисциплины:

  1. Философская антропология - философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия.
  2. Социальная антропология – занимается изучением человеческих обществ.
  3. Физическая антропология – рассматривает человека в качестве биологического вида в контексте его эволюции.

Приведенная выше классификация  не  является  абсолютно точной и доказанной, но  все же  в результате  анализа   большинства авторитетных источников, мы можем убедиться, что именно такой    подход к изучению антропологии преобладает в современном научном мире.

            В частности, это касается  широко распространившейся в наше время теории эволюции, авторство которой приписывается Чарльзу Дарвину[3]. Согласно этой теории, человек не сотворен Богом по образу и подобию Своему, а является всего лишь продуктом случайного стечения обстоятельств  и условий окружающей среды. Развивая эту идею, мы можем увидеть, что человек здесь предстает просто одним из видов животных, пусть и разумного, и стоящего на вершине пирамиды так называемого «естественного отбора».

            Однако  же у нас, как и у богословов и отцов церкви, понимающих истинный креационизм мира,  то есть его сотворение Богом, возникает совершенно оправданный и резонный вопрос: а в чем тогда смысл нашего бытия в этом мире?

 Ни одна, даже самая стройная ( в том числе и эволюционная) теория не дает нам ответа на этот вопрос. Ведь согласно логике биоцентризма, единственное, что мы можем вынести для себя – так это то, что мы пришли из небытия согласно слепому случаю, чтобы любой ценой как можно дольше прожить на Земле ( стремление выжить) и уйдем также в небытие. Безрадостная и унылая перспектива, абсолютно лишенная какой-либо надежды, но атеистический взгляд на мир неизбежно приводит именно к таким выводам. Неудивительно, что многие люди предпочитают вовсе не задумываться о смысле жизни, а если и задумываются, то стремятся взять от жизни «все и сейчас», потому что другого ничего не будет.

Но все меняется коренным образом, если мы взглянем на мир с точки зрения Слова Божьего. В Писании сказано, что все мы не случайно появились на свет, а были сотворены Богом: « И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» ( Быт.1:27).  Бог ничего не творит просто так, тем более  по образу и подобию Своему. Следовательно, мы можем понять, что на каждого из нас  у Него есть Своя определенная цель, а у  каждого из нас, соответственно, есть свое предназначение. Все о смысле нашей жизни, вечных ценностях, согласно которым нам и надо выстраивать свою жизнь Он уже вложил в свое Слово для нас – Библию.

Все мы разные и внешне и внутренне, нет  ни одного одинакового человека на Земле – в этом наша индивидуальность. Но наш Творец знает каждое свое творение индивидуально и досконально. Изучая и принимая Его Слово, мы и получаем именно те откровения, уже заложенные Богом, которые и необходимы нам для максимально гармоничного развития как личности, высшим выражением которого есть преображение в образ Господа нашего – Иисуса Христа. Как написано: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа»                                   (2 Кор.3:8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Библейская антропология: человек – Творение Божье.

 

Если опираться на происхождение человека как животного вида, то мы неизбежно вынуждены будем признать, что и жизнь  определяется теми же критериями, что  и у животного мира. Возьмем, например, постулат «выживает сильнейший» в конкурентной  внутривидовой борьбе, о котором нам повествует все та же эволюционная теория. Трудно представить тот уровень жестокости и насилия, которые бы воцарились в обществе, лишенном таких добродетельных понятий, как сострадание и любовь к ближнему, и где нет никакой ценности индивидуальной жизни человека. К сожалению, человечество уже имеет подобные исторические примеры, среди которых один из самых страшных и кровавых – геноцид еврейского народа фашистским режимом «Третьего рейха» в Германии  очень недалекого прошлого.

 Вообще, предпосылки  атеистического учения о случайном возникновении жизни и человека на земле имеют очень печальные последствия. В таком случае не надо соблюдать какие-то рамки – просто прожить как можно  лучше и как можно дольше здесь и сейчас, потому что ничего другого, кроме небытия, не будет. Именно такую картину зачастую мы и наблюдаем в современном мире. Есть  ещё, конечно, «фиговый листок» закона, который призван хоть как – то удерживать людей в рамках под страхом наказания, но и здесь картина удручающая, если взять ту же статистику роста преступности во всем мире.

            Но человек –  творение  по образу и подобию Божьему, о чем нам и говорит прямо Писание «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» (Бытие 1:26). Из этого мы знаем, что человек создание духовное, так как «Бог есть Дух» (2 Кор 3:17).  Иносказательно мы можем еще сказать так:  наша духовная составляющая не может быть продуктом земного совершенствования, потому что имеет происхождение свыше и заложена в нас Творцом извне.

 Таким образом, то, что дано нам свыше, надо так же и рассматривать с позиции духовного богословия. Протоиерей Вадим Леонов в своем труде «Основы православной антропологии»  сказал: «христианская библейская антропология – это богословская дисциплина, в рамках которой системно излагается богооткровенное учение Церкви о природе и личности человека, его предназначении и принципах существования »

 Библейская антропология через Слово Божье проливает истинный свет на то, что человек был создан Богом совершенным и свободным. А всякая истинная свобода подразумевает право выбора, и Бог дал нам это право выбирать, насадив посреди Рая дерево познания добра и зла и предупредив наших общих предков Адама и Еву: « а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»(Быт 2:16). Что произошло далее, историю грехопадения человечества, мы видим в дальнейшем повествовании из Библии. Именно выбор в сторону греха, наш «первородный грех» и дает те  самые горькие плоды, которые мы видим на протяжении всей истории человечества.  

Но даже и в этом случае, не смотря на наше непослушание, Бог уже не как просто Творец, а как Любящий Отец, не оставляет нас один на один с проблемой греха. Он знает, что мы самостоятельно её преодолеть никак не сможем и дает нам возможность спасения. Никого не спасая принудительно, Он все так же, уважая нашу свободу, предоставляет нам выбор. Наиболее ярко и точно смысл этого действия выражен в Писании «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16)

Именно так, демонстрируя нам Свою неизбывную истинную любовь к нам до того, что не пожалел Своей жизни за нас, Иисус Христос показал нам путь к спасению и явил Собою истинный образ Бога как Личности, совершенной во всем, без всякого недостатка.

 

 

 

[1] Саймон Чан. Человек и грех.- Пер. с англ.- 3-е изд. Испр.,- Н. Новгород: Агапе.- 15 с.

[2] Большая российская энциклопедия - электронная версия [электронный ресурс]. Режим доступа: https://bigenc.ru/ethnology/text/702360 (16.03.2022)

[3] Дарвин Чарлз. Научный труд «Происхождение видов» 1859 г.

Просмотров: 38 | Добавил: vozniuk72 | Теги: библейская антропология, Эволюция, Дух Святой, происхождение видов, Отец Небесный, вечность, Дарвин, спаситель, Иисус Христос, бог, библия, Мессия, Творец, боговдохновение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Мини-чат

500